Описание звука и его значение

Наибольшей проблемой в критической оценке качества звука является поиск подходящих слов для описания нашего восприятия и опыта. Мы слышим нюансы воспроизведения музыки, которые сложно определить и описать. Словарь слушателя необходим не только для передачи нашего опыта другим, но и для понимания собственного восприятия. Если вы научитесь соединять описание и восприятие, то при повторном прослушивании сможете легче подметить знакомые детали воспроизведения.

Прекрасный пример связи между словами и восприятием мы находим в книге Майкла Полани "Личностное знание". Он описывает опыт изучения радиологии студентами-медиками, который во многом идентичен принципам критической оценки качества звука:

"Представим себе студента-медика, посещающего курс рентгеновской диагностики легочных заболеваний. В затемненной комнате он изучает неясные следы на флуоресцентном экране, расположенном перед грудной клеткой пациента, он слушает профессиональный язык комментария врача-эксперта, объясняющего своим коллегам значение этих теней. На первых порах студент в полном замешательстве. На рентгеновском снимке он видит только тени сердца и ребер с паутинообразными пятнами между ними. Слова эксперта кажутся плодом его фантазии; студент не видит того, о чем он говорит. В течение нескольких недель он ходит на лекции, внимательно рассматривая каждый новый снимок различных заболеваний, и в какой-то момент к нему приходит понимание; постепенно он забывает о ребрах и начинает видеть легкие. В конечном итоге, при достаточном упорстве перед ним открывается широкая панорама мельчайших деталей: физиологические различия, патологические изменения, рубцы, хроническая инфекция и признаки обострения. Так он открывает новый мир. По-прежнему он видит лишь небольшую часть целого, но снимки и комментарии к ним начинают обретать значение. Он близок к пониманию предмета; это подобно щелчку выключателя. Изучение языка легочной рентгеноскопии ведет к пониманию рентгеновских снимков. Проблема имеет две стороны - непонятный предмет и непонятный текст, его комментирующий. Мы направляем наши усилия на соединение двух половин проблемы; в поисках концепции, заключающей в себе понимание неразрывности слова и предмета, решение приходит внезапно".

Так же, как студент начинает понимать рентгеновские снимки, изучая язык легочной рентгеноскопии, аудиофил учится распознавать специфические характеристики звука, изучая принципы критического прослушивания. Связь между словом и идеей неразрывна. Вот почему прослушивание вместе с более опытными слушателями — лучший способ обучения.

Детально описывая специфические звуковые характеристики музыкального сигнала на выходе аудиокомпонента, я надеюсь научить вас распознавать их самостоятельно. После прочтения следующего раздела прослушайте два аудиокомпонента сами и попытайтесь услышать то, о чем я рассказывал в нем. Это могут быть любые компоненты. Если у вас есть портативный проигрыватель компакт-дисков, подключите его к вашей системе и сравните с домашним проигрывателем компакт-дисков. Поначалу вам поможет даже сравнение компакт-диска и аудиокассеты, записанной с него. Слушайте и анализируйте — это важно. Не заметив различий в звуке сразу, продолжайте прослушивание. Чем дольше это длится, тем чувствительнее вы становитесь к нюансам.

Каждый слышит по-своему. То, что заметил я, может отличаться от впечатлений другого слушателя. Более того, различные оценки аспектов воспроизведения могут обусловливаться различием музыкальных пристрастий. От случая к

случаю я встречаюсь с производителями и разработчиками High-end-аппаратуры. Многие из них весьма искушенные слушатели. И хотя у нас много общего в понимании, что такое хороший звук, существует широкий спектр мнений о том, какие аспекты воспроизведения звука важны.

Например, одни слушатели выше всего ценят правильную передачу тембра. Аудиокомпонент может обладать великолепным басом, эффектной звуковой сценой, прозрачными высокими, но если тембрально он звучит жестко или имеет синтетическую окраску, то все его положительные качества ддя некоторых слушателей не имеют ровным счетом никакого значения. Другие считают в высшей степени важной звуковую картину. Наконец, налет зернистости в диапазоне высоких частот, с трудом замечаемый одним слушателем, может быть абсолютно неприемлем для другого. Все мы слышим по-разному, а потому ценим в воспроизведении музыки разные вещи. Кроме того, острота музыкального восприятия зависит от времени суток, настроения и психологического состояния.

Существует два типа восприятия информации о звуковой сцене (так называют впечатление о расположении музыкальных образов в физическом пространстве). Представьте, что вы сидите перед двумя громкоговорителями, излучающими одинаковый сигнал. Оба ваших уха также посылают в мозг одинаковые сигналы, и вы воспринимаете положение источника сигнала точно посередине между акустическими системами. Если вдруг сигнал левого канала становится немного громче, ваш мозг интерпретирует это как смещение источника сигнала влево от центра. Этот метод локализации называется "интенсивностной стереофонией": информация, используемая для локализации источника звука, заключается в разности уровней громкости или интенсивности звука, воспринимаемого левым и правым ухом.

Второй метод локализации звуков и формирования звуковой картинки использует фазовую, или временную информацию. Предположим, оба громкоговорителя воспроизводят одинаковый сигнал, но сигнал левого канала имеет небольшую временную задержку (несколько тысячных долей секунды). Вы слышите, как звуковой образ смещается вправо. И хотя уровень сигнала обоих каналов одинаков, вам кажется, что источник сигнала расположен ближе к громкоговорителю, который излучает сигнал первым. О таких сигналах говорят, что они имеют разную фазу, или временное соотношение один относительно другого.

Некоторые слушатели более восприимчивы к фазовой информации. Записи, сделанные в акустических помещениях (противоположность им — студийные записи), несут чрезвычайно сложную фазовую информацию. Звуки, взаимодействуя со стенами помещений, создают бесконечно плотный рисунок отраженных сигналов с небольшими фазовыми сдвигами. Эта временная информация говорит нашему мозгу о глубине, фокусе музыкального образа, пропорциях и размере концертного зала. Если Hi-fi-система передает временную информацию неточно, некоторым слушателям звуковая сцена кажется плоской, а расположение музыкальных образов неопределенным. Другие слушатели могут не ощутить разницы между двумя системами, одна из которых передает пространственные нюансы, а другая — нет. Это говорит о существовании двух различных механизмов слухового восприятия, а не о том, что один из них лучше другого.

Запись Джона Руттера "Реквием", выпущенная фирмой "Reference Recording", по моему опыту, лучше других определяет способность системы сохранять фазовую информацию. При проигрывании диска на высококлассной системе ошеломляет возможность слышать расположение индивидуальных музыкальных образов, одновременно ощущая размеры зала, его акустику. Даже небольшая неточность в передаче фазовой информации записи ухудшает эти характеристики, снижает эффект восприятия.

Опыт слушателя, о котором я рассказал, является отражением моих личных вкусов, а также знаний, приобретенных в общении с другими искушенными

ценителями. В области воспроизведения звука вы можете иметь свои собственные приоритеты, главное тут — использовать один и тот же язык для описания наших впечатлений. Термины, приведенные в этой книге, вы можете встретить в обзорах, написанных мною и другими авторами для журнала "Fi: The Magazine of Music and Sound". Существует общая договоренность о значении этих терминов, но они могут приобретать различные смысловые оттенки у разных слушателей.

Следует также упомянуть, что записи, сделанные с применением аудиофиль-ских технических приемов, больше подходят для изучения некоторых аспектов воспроизведения звука; это не продукция массового потребления. Например, концертная запись классической музыки, выполненная с применением небольшого количества микрофонов, простой схемой усилительного тракта и записывающей аппаратурой высокого класса, скажет вам больше о звуковой картине тестируемого компонента, чем студийная запись поп-музыки. Большинство записей на массовом рынке обладают низким уровнем нижнего баса и небольшим динамическим диапазоном, чтобы "хорошо" звучать в автомобиле. Некоторые из терминов этой главы в большей степени относятся к записям аудиофильского качества, чем к массовым записям.

Перед критической оценкой музыкального воспроизведения аудиокомпонен-та и формированием окончательного суждения о нем, я выполняю процедуры настройки, — их описание будет дано в настоящей главе позже. Эти процедуры имеют большое значение при оценке качества звучания, но для обсуждения результатов прослушивания они вторичны.

Термины и характеристики из области звукотехники, употребляемые в этой книге, носят универсальный характер. Советы при выборе аппаратуры конкретного типа будут даны в главах 5-13. Заметьте, что особенности звучания мы часто описываем в терминах частотных характеристик (например, "слишком много высоких"). Компонент может иметь горизонтальную характеристику в диапазоне высоких частот, но вносимые им искажения могут создавать впечатление их избытка.

Полезно знать весь спектр терминов, описывающих диапазон звуковых частот. Предел человеческого слухового восприятия распространяется на десять октав, приблизительно от 16 Гц до 20 кГц, и может быть разделен на особые области, описание которых приведено ниже. Это деление произвольно; например, вы не можете сказать точно, что нижние высокие начинаются именно с 2000 Гц, а не с 2500 Гц. Тем не менее в таблице поддиапазонов звуковых частот указаны точные границы для понимания соотношения между частотными полосами и их названиями.

Диапазон частот

Нижняя граница

Верхняя граница

Описание

16

40

Нижний бас

40

100

Средний бас

100

250

Верхний бас

250

500

Нижние средние

500

1000

Средние

1000

2000

Верхние средние

2000

3500

Нижние высокие

3500

6000

Средние высокие

6000

10000

Верхние высокие

10000

20000

Высшая октава

Эта приблизительная градация поможет вам понять последующие термины и их определения. Полная характеристика звучания аудиокомпонента включает в себя ряд аспектов, описанных ниже. (Для тех, кто читает англоязычные Ыдп-end!-журналы, наряду с русским переводом приведено английское написание основных терминов. — Примеч. ред.)