Совершенствуем мастерство слушателя

Критическая оценка качества звучания аудиоаппаратуры — процесс аналитический, принципиально отличающийся от прослушивания музыки просто ради удовольствия. Цель подобного испытания утилитарная — определить, насколько хорошо (или плохо) звучит тестируемая система или компонент, и какие специфические характеристики на это влияют. Вы критически исследуете то, что слышите, чтобы составить взвешенное мнение о воспроизводимом звуке, а впоследствии использовать эту информацию при выборе компонентов в процессе составления наиболее привлекательной для вас аудиосистемы.

Оценка аудиокомпонента на слух весьма существенна, — современные технические методы измерения не настолько совершенны, чтобы дать объективную и полную характеристику звучания аппаратуры. Механизм человеческого слуха неизмеримо более чувствителен и сложен, чем самая совершенная на сегодняшний день измерительная аппаратура. Хотя при выборе компонентов аудиосистемы технические характеристики принимаются во внимание, ухо всегда будет главным арбитром качества звука. Тем более, о нюансах музыкального звучания, о предпочтительном или нежелательном характере звуковоспроизведения можно судить только субъективно. Лучше всего это выразил Майкл Полани в своей книге "Personal Knowledge" (существует издание этой книги на русском языке: Майкл Полани, Личностное знание, М.: Прогресс, 1985. — Примеч. пер.):

"Всякий раз, сталкиваясь со способностью оценивать человеческое творение как произведение искусства - будь то область науки или техники, - мы должны признать, что способность эта остается востребованной только потому, что результаты технических измерений не в состоянии ее заменить".

При подобном подходе оценка аудиокомпонента приобретает скорее эстетический, нежели технический характер. Хорошие технические параметры аппаратуры несомненно скажутся на качестве воспроизведения музыки, но не дадут ответа на вопрос: насколько хорошо она передает музыкальную информацию. Чтобы выяснить это, надо слушать. Занимаясь подготовкой статей для аудиожурналов, я прослушал сотни компонентов и измерил их технические характеристики. Мой обширный опыт позволяет утверждать, что вы гораздо больше узнаете о качестве звука в комнате прослушивания, чем в технической лаборатории.

Многие начинающие любители высококачественного воспроизведения звука—и даже некоторые искушенные аудиофилы — ставят под сомнение необходимость прослушивания при оценке аппаратуры. Они верят, что измерения могут сказать им все, что они хотят знать о качестве аудиокомпонента. И поскольку эти измерения объективны по определению, зачем апеллировать к человеческой субъективности посредством прослушивания?

Ответ кроется в том факте, что общепринятые измерительные методы, используемые сегодня, были созданы десятилетия назад в качестве инструмента проектирования, а не для описания качества звука. Результаты типовых аудиоиз-мерений никогда не имели ничего общего с музыкальной реальностью, они всегда были лишь грубым ориентиром при разработке аппаратуры. Так, например, схема усилителя с коэффициентом гармоник в 1% может быть лучше схемы с вдесятеро большим значением того же параметра, но из этого вовсе не следует, что параметр гармонических искажений является способом описания качества звука усилителя.

Еще одна проблема заключается в том, что лабораторные измерения — это попытка количественно охарактеризовать множество двухмерных явлений: какое количество нелинейных искажений вносит аудиокомпонент, каков его частотный диапазон, уровень шума и другие факторы. Но музыкальное прослушивание — трехмерно, и представляет собой опыт, гораздо более сложный, чем любой набор цифр. Каким образом последовательность математических символов сможет объяснить способность одного усилителя не в пример другому бросать слушателя в дрожь под воздействием музыки, создавать эффект присутствия живого исполнителя в комнате прослушивания?..

Не так давно я читал о попытке описать "чувство" цифрой. В компании, производящей мотоциклы, к прототипам моделей прикрепляли множество сенсоров, а затем помещали в аэродинамическую трубу. Было собрано большое количество данных, а затем их направили в конструкторское бюро для улучшения характеристик мотоциклов. Вложив в проект существенную сумму, компания все же вернулась к проверенной практике испытания машин опытными водителями, которые, пользуясь субъективными терминами, могли описать, как они "чувствуют" мотоцикл.

То же самое можно сказать и об оценке воспроизведения музыки лабораторной аппаратурой. Не имеет значения, сколько собрано технических данных — они не скажут вам, насколько хорош компонент в общении с музыкой. И если потребуется на ближайшие пять лет выбрать в качестве основного источника аудиосигнала один из двух неизвестных мне ранее проигрывателей компакт-дисков, я скорее проведу десять минут в комнате прослушивания, чем потрачу десять часов на общение с приборами в лаборатории. Современные технические измерения, увы, несовершенны, и играют подчиненную роль по отношению к самому мощному из когда-либо созданных тестовых инструментов — человеческому уху.

Пример однотактного лампового усилителя (описанного в главе 6) иллюстрирует ограниченность измерений в описании музыкальности аудиокомпонентов. Все подобные усилители обладают до смешного плохими техническими параметрами: у них большие нелинейные искажения, абсурдно низкая выходная мощность (чаще всего, менее 10 Вт на канал), не с любой акустической системой они способны нормально работать. И тем не менее однотактный ламповый усилитель обладает такой непосредственностью в общении с музыкой, в которую можно поверить, только услышав.

Ричард Хэйзер, один из величайших мыслителей в области звука, создал изумительно простой прибор, на примере которого становится очевидным невозможность полагаться только на измерения при оценке качества звучания аудиоаппаратуры. Этот небольшой ящичек имел входной разъем с одной сторо-

ны и выходной с другой. При включении в цепь измерительного тракта прибор вел себя превосходно: не вносил искажений, имел горизонтальную частотную характеристику, шум отсутствовал. И это не удивительно, — как часть измерительной цепи, прибор представлял собой кусок провода, соединявший вход с выходом.

Но при прослушивании музыки сигнал оказался настолько искаженным, что в это просто не верилось. Секрет ящичка Хэйзера прост: когда он обнаруживает чистый синусоидальный сигнал, используемый при звуковых измерениях, реле внутри ящичка замыкается и передает синусоиду со входа на выход. Но при подаче на вход музыкального сигнала сложной формы, реле постоянно срабатывает, размыкаясь и замыкаясь, из-за чего звук на выходе постоянно прерывается. Этот пример блестяще иллюстрирует опасность оценки аудиокомпонентов исключительно по результатам измерений.

И все же, я должен отметить, что наиболее искушенные разработчики уже создали методы измерений, которые гораздо совершеннее традиционно используемых в аудиоиндустрии в течение многих десятилетий. Эти методы в некоторых случаях могут надежно предсказать отдельные специфические аспекты воспроизведения, но их создатели все-таки должны признать, что измерения не описывают музыкального опыта в целом и не являются заменой тестирования в комнате прослушивания. Измерения — это инструмент, который помогает разработчику наиболее быстро и надежно достичь желаемых параметров аудиокомпо-нента (например, уменьшить жесткость звучания в области высоких частот). К сожалению, создатели новых методов тестирования не спешат делиться своими секретами с коллегами.

Возможно, в будущем — при условии достаточного финансирования исследовательских работ — разработчики научатся надежно предсказывать качество воспроизведения звука, опираясь на лабораторные измерения. А пока этот день не наступил, мы должны слушать, слушать и слушать...

В конце концов нетрудно понять, что звучит хорошо, а что нет; большинство людей смогут объяснить различие между совершенным звуком и откровенно плохим. Но анализ предпочтительности аудиокомпонента с музыкальной точки зрения, способность подмечать и описывать тончайшие нюансы качества звука — искусство, которому нужно учиться. Критическое прослушивание, как и мастерство в любой другой области, повышается с практикой: чем больше вы слушаете, тем больше совершенствуете свой навык. По мере тренировки слуха вы начинаете замечать все больше тонкостей и нюансов в качестве звука, приобретаете способность понять и объяснить, в чем различие двух вариантов воспроизведения и чем один вариант лучше другого.

Эта глава определяет язык и цель критического прослушивания, рассказывает о приемах тренировки навыка сравнения. Она поможет как начинающим, так и опытным слушателям.