Введение

На протяжении всей истории звукозаписи ее целью было запоминание акустического события путем хранения механического или магнитного представления формы первоначальной звуковой волны. Например, модуляция канавок грампластинки является аналогом звуковой волны, которая изначально создавала слуховое ощущение. Чем больше похожи друг на друга модуляция канавки и форма акустической волны, тем выше верность записи. Небольшие деформации формы канавки, неизбежно возникающие при записи диска-оригинала, прессовании тиража дисков-копий и последующем воспроизведении, могут в большей или меньшей степени вызывать изменения качества звука.

Появление цифровой аудиотехники кардинально изменило способ кодирования, хранения и воспроизведения звука. Вместо попыток непосредственного хранения аналогового сигнала, цифровая аудиотехника имеет дело с его цифровым представлением. Цифры, представляющие звуковой сигнал, записываются, а затем, при воспроизведении, снова преобразуются в аналоговый сигнал. Поскольку эти числа можно записать и воспроизвести гораздо точнее бесконечно изменчивого аналогового сигнала, цифровая аудиотехника имеет потенциал, позволяющий ей превзойти по качеству звучания аналоговые носители.

Я говорю: "потенциал", поскольку теоретически цифровая запись должна звучать лучше, чем наиболее совершенная аналоговая. В действительности же любой, кто слышал живой микрофонный звук и его аналоговую запись на магнитной ленте, может подтвердить, что магнитная аналоговая фонограмма дает более верное представление о музыке, чем цифровая запись этого сигнала. Точно так же, сравнивая звучание одной и той же музыки, воспроизводимой с долгоиграющей пластинки и с компакт-диска, можно убедиться, что аналоговая фонограмма открывает такие достоинства музыки, которые не проявляются при воспроизведении цифрового носителя. И дело не в том, что аналоговая запись не имеет изъянов, — скорее это говорит о меньшей приемлемости для слуха искажений, создаваемых цифровой фонограммой.

К счастью, это лишь временные трудности; цифровая техника находится еще в младенческом возрасте и несомненно будет совершенствоваться. Мы только сейчас начали осознавать, что создание цифровой аппаратуры — более сложный процесс, чем можно было предположить теоретически. Позиция некоторых аудиофилов, в принципе отвергающих цифровую технику, очень сомнительна, Глупо игнорировать всю цифровую звукотехнику из-за некоторой грубости звука, свойственного первым поколениям цифровой аппаратуры. Ее будущее весьма многообещающе.

После этого вступления давайте рассмотрим, как происходит преобразование музыки в числа и обратно.