Другие психоакустические явления

Интересное явление наблюдается, когда мы слышим прямой звук, а затем запаздывающую версию этого же звука (как если бы мы слышали эхо). Если эхо звучит с задержкой в пределах 30 мс (миллисекунд) после исходного звука, то оно воспринимается не в виде отдельного звука, а как незначительное изменение

тембра. Эти первые 30 миллисекунд называются зоной слияния, а само явление получило название эффекта Хааса.

Аналогично воспринимаются прямой и отраженный звуки, приходящие из разных направлений, — нам кажется, что источник расположен в той стороне, откуда приходит опережающий звук. Ухо игнорирует второй звук. Это явление используется в декодере системы "Dolby Surround" для более отчетливого разделения между фронтальным и тыловым каналами.

Маскирование представляет собой психоакустическое явление, при котором один звук становится неслышимым, если он сопровождается другим, более громким звуком. Наша неспособность слышать речь в присутствии громкой музыки — пример маскирования: музыка маскирует речь. По той же причине мы слышим шипение ленты или шум только во время тихих музыкальных фрагментов, а не постоянно. Маскирование особенно эффективно, если маскирующий звук имеет частоту, близкую к частоте маскируемого компонента.

Маскирование происходит и в том случае, когда два звука близки по времени. Этот эффект называется временным маскированием. Мозг/ухо стремится услышать наиболее громкий из двух звуков — причем, как ни странно, для короткого промежутка времени не имеет значения, раздается ли более громкий звук чуть раньше или несколько позже более тихого звука. По логике вещей кажется совершенно невозможным, чтобы более поздний звук маскировал тот, что раздался раньше, но именно так и происходит, поскольку для того, чтобы наша слуховая система восприняла сигнал, обработала его и передала в мозг, требуется определенное время. При поступлении более громкого сигнала — даже запаздывающего по времени — ему отдается предпочтение.

Данное приложение представляет лишь краткий обзор основных сведений о звуке и слухе для любознательных аудиофилов. Предмет заслуживает более глубокого изучения. Тем, кто интересуется проблемами звука и слуха, можно порекомендовать великолепное введение в предмет доктора Флойда Тула (Floyd Tool) в книге "Audio Engineering Handbook" издательства McGraw-Hill, ISBN 0-07-004777-4. Дополнительная библиография содержится в главах книги, написанной доктором Тулом.