Акустические системы для домашнего кинотеатра

Обычная стереосистема обеспечивает два звуковых канала — левый и правый, воспроизводимых левым и правым громкоговорителями. При правильной настройке два канала звуковой информации, воспроизводимой двумя громкоговорителями, создают звуковое поле, которое воспринимается слушателем как существующее между акустическими системами и вокруг них.

Система домашнего кинотеатра обеспечивает много каналов, через каждый из которых звуковой сигнал поступает на отдельный громкоговоритель. Акустические системы расположены перед слушателем по обе стороны от него и/или сзади. В частности, в системе домашнего кинотеатра используются три фронтальных громкоговорителя, расположенных вдоль передней стены комнаты и два громкоговорителя окружения, находящихся сзади или сбоку от места слушателя. Два из трех фронтальных громкоговорителей располагаются по бокам от видеомонитора, а третий размещается над или под видеомонитором. Фронтальные громкоговорители называются левым, правым и центральным. Полный комплект громкоговорителей домашнего кинотеатра показан на рис. 13-7.

Левый и правый громкоговорители воспроизводят, главным образом, музыку и звуковые эффекты. Основное назначение центрального громкоговорителя — воспроизведение диалогов и привязка звуковых эффектов фильма к телеэкрану. Наличие трех громкоговорителей у передней стены комнаты позволяет совместить звук с изображением его источника на экране. Например, в правильно настроенной системе домашнего кинотеатра, если автомобиль движется от левого края экрана к правому, то вы слышите, как звук его мотора перемещается от

Что такое High-end и Hi-fi?

Центральный громкоговоритель обычно устанавливается на видеомонитор, Его также можно разместить под видеомонитором, вмонтировать в стену над ним или — если вы пользуетесь системой фронтальной проекции — установить за акустически прозрачным экраном.

Поскольку в двухканальной стереосистеме спереди всего два громкоговорителя — левый и правый, — вас может заинтересовать вопрос: зачем нужен третий громкоговоритель между ними в системе домашнего кинотеатра? Громкоговоритель центрального канала дает множество преимуществ. Во-первых, он привязывает диалог и другие звуки, непосредственно связанные с действием на экране, к центру звуковой сцены..Когда мы видим, как персонажи разговаривают, нам хочется, чтобы звук исходил от их изображений на экране. Точно так же, когда звуки панорамируются (то есть их источники меняют положение) по фронту, мы хотим, чтобы они плавно перемещались от одного края экрана к другому. Например, если изображение автомобиля перемещается по экрану слева направо, звук двигателя и шин должен перемещаться вместе с ним, точно совпадая с движением автомобиля. Без центрального громкоговорителя в середине звуковой картины мы ощутим провал, — звук автомобиля "перепрыгнет" из левого громкоговорителя в правый. Центральный громкоговоритель создает впечатление, что звуки от происходящего на экране исходят именно из тех точек, где находятся изображения их источников.

У громкоговорителей канала окружения другая задача. Обычно они меньше фронтальных громкоговорителей и потребляют гораздо меньше энергии. Поэтому их без всякого ущерба можно установить на стене или вмонтировать в стену. Громкоговорители окружения воспроизводят, главным образом, "атмосферные" или окружающие звуки, создающие рассеянную звуковую атмосферу вокруг слушателя. Например, если действие происходит в джунглях, то громкоговорители окружения воссоздают звуки щебетания птиц, падающих дождевых капель, дуновения ветра; в сцене, происходящей в городе, зритель будет окружен звуками дорожного движения. Вклад громкоговорителей окружения едва уловим, но он крайне важен для создания общего впечатления. Если громкоговорители окружения установлены правильно, то их нельзя услышать непосредственно - они только обволакивают зрителя рассеянным звуковым полем.

Этой способностью громкоговорители окружения обязаны дипольной конструкции. Они одинаково излучают звук — как вперед, так и назад. Если фронталь-

ные громкоговорители имеют один комплект головок, излучающих звук вперед, то тыловые громкоговорители имеют два комплекта головок, обращенных вперед и назад. Такое устройство создает направленный пучок звуковой энергии, "летающий" по помещению вперед и назад (рис. 13-8).

Поскольку громкоговорители окружения расположены по бокам и излучают во фронтальном и тыловом направлениях, мы не слышим их прямого звука. Слушатель сидит в "нуле" громкоговорителей окружения, то есть в той точке, куда они не излучают прямой звук. Вместо прямого звука громкоговорителей окружения мы слышим их звук, отраженный от стен и мебели. Двойная направленность громкоговорителей окружения заставляет звук рассеиваться, что затрудняет его локализацию. При правильной настройке системы определить на слух, где расположен громкоговоритель окружения, невозможно.

Сабвуфер предназначен для воспроизведения нижнего баса. Типичный сабвуфер заключен в корпус кубической формы, который можно поставить в любом месте помещения. Не в каждой системе домашнего кинотеатра используется сабвуфер, — это не обязательное требование.

Большинство сабвуферов для домашнего кинотеатра являются активными. Так называют сабвуферы со встроенным усилителем мощности, который создает сигнал, приводящий в движение большой конус динамика. Активный сабвуфер подключается к гнезду линейного выхода A/V-ресивера или предусилителя, обозначенного как "Subwoofer Out"; он преобразует электрический сигнал в звук. Поскольку такие сабвуферы оснащены встроенным усилителем, их следует подключать к сети переменного тока.

Использовать сабвуфер можно двумя способами: во-первых, он может добавить басов к звуку широкополосных громкоговорителей — левого и правого. Сабвуфер, левый и правый громкоговорители — все вместе воспроизводят басы,

Что такое High-end и Hi-fi?

что дает увеличение их уровня. Дополнительный выигрыш от применения сабвуфера заключается в том, что он обычно может воспроизводить более низкие частоты, чем левый и правый громкоговорители. Собственно, термин "сабвуфер" и означает, что это устройство воспроизводит частоты, лежащие ниже рабочего диапазона частот НЧтоловок широкополосных громкоговорителей.

Второй способ использования в системе сабвуфера — это воспроизведение с его помощью всех басов, чтобы левый и правый громкоговорители воспроизводили только высокие и средние частоты. Почти у всех сабвуферов имеется кроссовер, который разделяет полный частотный спектр сигнала на басы и средние/ высокие частоты. Басы подаются на сабвуфер, а высокие и средние частоты — на левый и правый громкоговорители. Этому методу отдают предпочтение, когда левый и правый громкоговорители невелики и не могут воспроизводить басы. Установка и настройка сабвуфера описана в главах 4 и 7.