Системная иерархия: почему так важны грампроигрыватели

Утверждение, которое я выскажу позднее в данной главе, о том, что более 40% стоимости звуковой системы некоторых аудиофилов приходится на проигрыватели виниловых дисков, может показаться кому-то преувеличением. В конце концов, насколько большое влияние на качество звучания могут оказать звукосниматели, тонармы и особенно движущие механизмы по сравнению с усилителями и громкоговорителями?

Мой ответ на этот вопрос таков: начальные компоненты тракта звуковоспроизведения (источники), во всяком случае, должны быть не хуже, чем находящиеся в его конце (громкоговорители). Задача проигрывателя грампластинок состоит в том, чтобы извлечь максимально возможное количество музыкальной информации из канавки винилового диска и предельно точно воспроизвести тот сигнал, который запечатлен в изгибах этой канавки. Любая музыкальная информация, копа-рая не была воспроизведена источниками, не может быть восстановлена в последующих элементах аудиотракта. Не имеет никакого смысла обзаводиться высококлассной

электроникой и громкоговорителями, если на них подается сигнал плохого качества и слабого разрешения с посредственного грампроигрывателя.

Роль проигрывателей в обеспечении высокого качества воспроизведения музыки была впервые понята Айвором Тифенбрюном из фирмы "Linn" в самом начале 70-х. Он продавал аппаратуру следующим образом: со своим проигрывателем под мышкой заходил к тем аудиодилерам, которые еще не подали заявки на приобретение его аппарата, и предлагал им сравнить звучание двух вариантов систем. Сначала они прослушивали самую лучшую аудиосистему в данном магазине с проигрывателем обычного типа. Затем испытанию подвергался вариант, когда самая дешевая система в магазине подключалась к его проигрывателю марки "Linn LP 12". Результат был ошеломляющим. Когда дилеры убеждались, что весьма скромная система с новым проигрывателем превосходила по качеству звучания самую дорогую систему, то сразу же становились убежденными сторонниками нового аппарата. Потребовались годы такого рода испытаний, чтобы аудиосообщество убедилось в важности проигрывателя для обеспечения общего высокого качества звучания системы. Зато теперь никаких сомнений на этот счет уже не существует. К настоящему времени в мире продано более 100000 проигрывателей "Linn LP 12".

Количество разнообразных факторов, которые нужно учесть при выборе проигрывателя грампластинок, очень велико. В связи с этим решить, какую долю вашего аудиобюджета следует потратить на эту часть системы, значительно сложнее, чем, скажем, при выборе усилителя мощности.

Рассмотрим в качестве примера двух гипотетических аудиофилов, один из которых потратил на приобретение движущего механизма, тонарма и звукоснимателя значительно большую часть своего бюджета, чем другой.

Наш первый аудиофил (пусть это будет дама) обладает громадной коллекцией виниловых дисков, которую она собирала в течение всей своей жизни. Ее коллекция представляет собой подлинное сокровище. Это музыка, которую она слушает каждый день и которая прочно вошла в ее жизнь. Соответственно, она редко покупает CD, лишь в том случае, когда любимые произведения не доступны на виниле. Она предпочитает звучание виниловых дисков, при этом ее не пугают сложности, связанные с их обслуживанием: чистка пластинок и звукоснимателя, переворачивание пластинок, поиск нужного фрагмента и т.д.

У второго нашего аудиофила (пусть это будет мужчина) грампластинки составляют относительно небольшую часть его музыкальной коллекции, а большая часть — компакт-диски. Прослушиванию виниловых дисков он уделяет значительно меньше времени, чем CD. Ему нравится удобство обращения с компакт-дисками, и он вполне доволен качеством своего великолепного цифрового процессора и CD-транспорта.

Нашей даме-аудиофилу придется потратить солидную часть бюджета системы на приобретение высококлассного проигрывателя грамзаписей — возможно, до 40%. Второй аудиофил потратит на источник звукового сигнала значительно меньше — скажем, от 10 до 15% бюджета, а остальные деньги сможет израсходовать на другие, более значимые для него компоненты системы.

Если ваша позиция ближе к нашей даме-аудиофилу, и вы собираетесь обновить свой аппарат, я посоветовал бы вам затянуть пояс потуже и приобрести действительно высококлассный проигрыватель. Вот соображения "за": первоклассные проигрыватели будут существовать далеко не всегда. По мере общего снижения доступности грампластинок, все меньше и меньше будут производить и High-end-аппаратуры для их прослушивания. Если вы купите неплохой