Как выбрать громкоговоритель

В мире огромное количество плохих (даже отвратительных) громкоговорителей. Вдобавок, некоторые очень плохие громкоговорители стоят дорого, иногда намного дороже действительно превосходных моделей. Цена и качество звучания часто слабо взаимосвязаны.

Для покупателя громкоговорителя эта ситуация сулит как надежду, так и опасность. Надежда заключается в возможности найти отличный громкоговоритель по разумной цене. Опасность состоит в необходимости поиска среди множества заурядных моделей тех самых редких жемчужин, которые отличаются либо идеальным, абсолютным качеством, либо таких, которые звучат несравненно лучше моделей данной ценовой категории.

Вот где могут пригодиться статьи об аудиоаппаратуре. Журналисты, пишущие для звукотехнических изданий, слушают множество громкоговорителей (у дилеров, на специализированных и потребительских выставках), но включают в свои обзоры только модели с приемлемым звучанием. При этом отсеивается подавляющее большинство не оправдавших ожидания экземпляров. Из тех громкоговорителей, что попадают к журналисту для тестирования, у некоторых обнаруживается непозволительно много дефектов, другие хороши по цене, но несколько избранных — это высококлассные модели, которые явно превосходят своих близких по стоимости конкурентов.

Поэтому приступать к покупке громкоговорителя следует с чтения авторитетного журнала, в котором утвердились высокие стандарты относительно того, что следует считать высококачественной акустической системой. Будьте осторожны с журналами, заканчивающими каждый обзор рекомендацией "это стоит приобрести". Не все громкоговорители хороши, и не все оценки должны быть положительными. Характер оценок — положительный или отрицательный — должен отражать имеющийся в действительности большой разброс технических параметров и рыночную стоимость.

После того как вы прочтете множество статей о громкоговорителях, составьте краткий перечень моделей для контрольного прослушивания — из получивших самые положительные отзывы. Существует несколько критериев, следуя которым вы гарантированно сможете выбрать наилучший громкоговоритель в соответствии со своими индивидуальными запросами. По мере применения каждого описанного критерия, перечень приемлемых громкоговорителей будет все больше сокращаться, упрощая таким образом процесс принятия решения. Если в конце этого процесса у вас окажется слишком мало вариантов, вернитесь назад и проверьте свои критерии. Например, если вы найдете громкоговоритель, который идеален во всех отношениях — кроме размеров, возможно, вы предпочтете решить проблему за счет дополнительного свободного места в своей комнате. Аналогично, идеальный громкоговоритель, стоящий чуть больше, чем вы планировали потратить, может навести на мысль о пересмотре бюджета. По мере продвижения в процессе выбора, помните, что идеальный для вас громкоговоритель, может быть, отсутствует в этом списке. Будьте избирательны и опирайтесь на высокие стандарты. Наградой станет гораздо более высокий уровень музыкального звучания, чем тот, которого вы стремились достичь.

1) Размер, внешний вид и интеграция в помещение

Определив место для громкоговорителей, установите оптимальный размер акустических систем для вашей комнаты, — городской житель, скорее всего, более стеснен размерами квартиры, чем пригородный аудиофил. Некоторые слушатели захотят, чтобы в комнате громкоговорители не бросались в глаза, другие — наоборот, намерены сделать Ы-п-систему центром внимания и не будут возражать против громкоговорителей внушительных размеров. При выборе

места для громкоговорителей учтите, что их расположение — важный фактор, влияющий на качество звучания системы. (Глава 4 содержит глубокий анализ вопроса установки громкоговорителей.)

Необходимо также обратить внимание на внешний вид акустических систем. Б элегантно обставленной комнате недорогой корпус с виниловым покрытием будет явным диссонансом. Многие громкоговорители High-end-класса выполнены в красивом корпусе, они хорошо подойдут к любой обстановке. Впрочем, такой уровень оформления может значительно увеличить цену громкоговорителей.

Если у вас нет комнаты для полнофункциональных напольных громкоговорителей, рассмотрите вариант с системой, состоящей из сабвуферов и сателлит-ных громкоговорителей. В такой системе головка сабвуфера заключена в корпус, который можно расположить практически где угодно, а компоненты, обеспечивающие воспроизведение средних и высоких частот, размещены в небольшом, малозаметном корпусе. Вы по-прежнему получите полный диапазон звучания, но без визуального доминирования системы в вашей комнате, чем обычно отличаются стоящие на полу громкоговорители. Более того, небольшие корпуса сател-литных громкоговорителей часто помогают добиться прекрасной тональности звучания. На рис. 7-1 показаны высококачественные акустические системы, состоящие из сабвуфера и сателлитных громкоговорителей.

Несмотря на то, что термин "полочные" часто употребляется для небольших громкоговорителей, вы не сможете добиться оптимальной работы громкоговорителя, установленного на книжной полке. Небольшие громкоговорители необходимо устанавливать на подставках и разносить на определенное расстояние друг от друга. Такие громкоговорители, закрепленные на подставках (иногда

Что такое High-end и Hi-fi?

называемые мини-мониторами), часто обеспечивают внушительный диапазон частот, высокую четкость в полосе средних и высоких частот и могут легко "раствориться" в музыке. С другой стороны, небольшие громкоговорители, используемые без сабвуфера, имеют ограниченную динамику, плохую частотную характеристику в области низких частот и не могут звучать так же громко, как их стоящие на полу "коллеги".

2) Согласование громкоговорителя с электроникой

Громкоговоритель должен быть согласован с остальными компонентами вашей системы как электрически, так и по характеру звучания. Громкоговоритель, хорошо работающий в составе одной системы, может оказаться неприемлемым для другой системы (или другого слушателя).

Начнем с электрических характеристик громкоговорителя. Усилитель мощности и подключенная к нему акустическая система взаимодействуют друг с другом, — усилитель по-разному работает при подключении различных акустических систем. Следовательно, громкоговоритель необходимо выбирать под конкретный усилитель, к которому он будет подключен.

Прежде всего, необходимо уделить внимание такому электрическому параметру, как уровень чувствительности громкоговорителя. Он определяет уровень громкости звучания при данной мощности усилителя.

Уровень чувствительности громкоговорителя определяется по результату измерения создаваемого им уровня звукового давления на расстоянии одного метра при подводимой мощности 1 ватт (1 Вт). Например, приведенный в паспорте параметр уровня чувствительности 88 дБ/Вт/м указывает на то, что при подводимой электрической мощности 1 Вт этот конкретный громкоговоритель будет создавать на расстоянии 1 м уровень звукового давления 88 дБ. Громкоговорители Ыдп-endЬкласса имеют уровень чувствительности от 80 дБ/Вт/м до 96 дБ/Вт/м.

Уровень чувствительности громкоговорителя — существенный фактор при определении того, насколько хорошо он будет работать при данной выходной мощности усилителя. Для создания громкого звука (100 дБ), громкоговорителю с номинальным уровнем чувствительности 80 дБ потребуется 100 Вт. Громкоговорителю с уровнем чувствительности 95 дБ для создания такого же уровня звукового давления достаточно будет только 3 Вт. Снижение чувствительности на каждые 3 дБ для получения одинакового уровня звукового давления требует удвоения мощности усилителя.

Более подробно этот вопрос обсуждается в главе 6 "Усилители мощности".

Еще один электрический параметр, который необходимо учитывать, — сопротивление громкоговорителя. Это электрическое сопротивление, которым нагружается усилитель мощности при подключении громкоговорителя. Чем меньше сопротивление громкоговорителя, тем более жесткие требования предъявляются к усилителю мощности. Если вы выберете громкоговорители с низким сопротивлением, то убедитесь, что усилитель мощности сможет с ними работать без проблем (о сопротивлении громкоговорителя в связи с мощностью усилителя см. в главе 6).

С точки зрения музыкальности наиболее удачным выбором для вас будет нейтрально звучащий громкоговоритель. Если в вашей системе есть ярко звучащий проигрыватель компакт-дисков или усилитель мощности, вы совершите ошибку, покупая громкоговоритель с мягким или глухим звучанием в диапазоне высоких частот для компенсации излишней яркости. Вместо этого смените проигрыватель компакт-дисков или усилитель мощности. Разумеется, если вы хотите иметь по-настоящему хороший звук...

Еще одна ошибка заключается в использовании высококачественных громкоговорителей с маломощными усилителями или плохими источниками сигнала. Высококачественные громкоговорители обладают гораздо более высокой

информационной разрешающей способностью, чем аппараты более низкого качества. Они сразу обнажат все недостатки электроники и источника. Многие аудиофилы подключают прекрасные громкоговорители к посредственным усилителям, тем самым сводя на нет прекрасные возможности своих акустических систем. Комплектуя аудиосистему, обязательно согласуйте качество громкоговорителей с качеством остальных компонентов.

Для согласования цены громкоговорителя со стоимостью всей системы используйте рекомендации главы 2.

3) Музыкальные предпочтения и слушательские привычки

Идеальный громкоговоритель будет одинаково хорош как для камерной музыки, так и для тяжелого рока. Но поскольку идеальный громкоговоритель остается чем-то недостижимым, при реальном выборе музыкальные предпочтения должны играть приоритетную роль. Если вы слушаете преимущественно классическую музыку с невысоким уровнем громкости, хоровые произведения или акустическую гитару, возможно, лучшим выбором будет мини-монитор. Напротив, слушателям рок-музыки необходимы динамика, способность воспроизводить самые низкие частоты и мощное звучание басов большой акустической системы. Различные громкоговорители обладают достоинствами и недостатками в различных областях; согласовав акустическую систему со своими музыкальными вкусами, вы получите наилучшее звучание в тех жанрах, которым отдаете предпочтение.